Мультфильм Барбоскины — балагаган, вакханалия и беспорядок который уже несколько лет показывают на телеканале «Россия-1», «Культура», «Карусель» и «Мульт», рассказывает о семье собак. Главные герои – это Дружок, которого интересуют только спорт и компьютерные игры; ботаник Гена, которого ничего не интересует, кроме науки; Лиза – творческая личность, мечтающая стать певицей; Роза – гламурная блондинка, зацикленная на своей внешности; и Малыш – единственный неглупый и добрый персонаж. Есть ещё мама с папой – но их практически не показывают
Практически в каждой серии наши герои ссорятся, дерутся, ругаются, что-нибудь крушат и ломают. Причиной для ссор чаще всего служит их эгоизм и желание обхитрить кого-нибудь из своих близких. В ход идут обман, драка, шантаж, угрозы! Наверное, вы думаете, что к концу серии они осознают, что вели себя плохо, и исправляются? Не угадали. В подавляющем большинстве серий вся ситуация рассасывается сама собой, и никакого исправления или обучения героя не происходит.это даже хуже чем в дом-2
Если всмотреться повнимательнее, то начинают проступать остальные детали. Отношения между братьями и сестрами (самыми близкими людьми) показаны как чисто потребительские «ты мне — я тебе», без взаимопомощи, сочувствия, понимания. Положительные герои отсутствуют вовсе, все персонажи гипертрофированы (если отличница, то зазнайка; если веселый мальчишка, то хулиган и двоечник; если умный ребенок, то «ботаник» и т.д. ). Основные интересы детей — потребление (новый телефон, одежда, игрушки, сладости). И этими смыслами пронизаны практически все серии сериала в той или иной степени.
Но больше всего меня поразил даже не сам мультик, а реакция на него других родителей. Ни на родительских форумах, ни в личном общении я не встретила отрицательных отзывов на «Барбоскиных». При этом звучали такие формулировки, как «Такой яркий мультик, моему сыночку очень нравится, прямо оторваться не может», «Да какая разница что там? Главное — красивая картинка. А содержания он ещё не понимает», «Да я вообще не знаю что за мультик. Пусть сидит себе и смотрит. Что там может быть плохого?».
А ведь именно за счет своей яркости и внешней привлекательности образов, сюжеты и поведенческие модели мультфильма глубоко въедаются в память маленьких зрителей. И они невольно начинают подражать персонажам. Но родители, не обратившие внимания на сюжет, даже не поймут откуда в его ребенке появились мелочность и потребительство, заносчивость и эгоизм свойственные юным Барбоскиным.
Кстати, ещё одна яркая черта приведенной серии — использование «продакт плейсмент» (персонажи фильмов используют конкретные товары с целью их скрытой рекламы).
Эта черта отражает одну из страшнейших тенденций в современной культуре — её коммерциализацию, которая проникла в сферу детской культуры, в том числе — и особенно активно — в мультипликацию.