Ситуация с накопленным экологическим ущербом в Ульяновске

Ситуация с накопленным экологическим ущербом в Ульяновске

Обращение по ситуации с накопленным экологическим ущербом в Ульяновске.

Просим Вас принять меры к устранению накопленного экологического ущерба на территории муниципального образования город «Ульяновск» и инициировать процесс по ликвидации очага техногенного загрязнения путем принуждения в рамках ваших полномочий, а также обязать Управление Росприроднадзора по Ульяновской области выйти иском в суд с требованием ликвидировать объект незаконного размещения отходов I-V класса опасности по следующему адресу.

Мазутохранилище расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Сахарова, д. 2д находится на территории Федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Ульяновский машиностроительный завод» (далее – ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод»). В соответствии с кадастровым планом земельного участка № 48/08-30891 от 30.08.2006г. территория мазутохранилища является государственной собственностью. В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные казенным предприятиям и государственным унитарным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти.

Проблемой нефтезагрязнения территории мазутохранилища машиностроительного завода специально уполномоченные в области охраны окружающей среды государственные контролирующие и надзорные органы (включая органы прокурорского надзора) занимались ещё в 1995-1996гг. Гидрохимические анализы тех лет показали загрязнение подземных вод по всему геологическому профилю от мазутохранилища до Куйбышевского водохранилища.

Мазутохранилище связано полуразрушенным мазутопроводом с нефтеналивным причалом на водохранилище (то есть причал и мазутопровод входят в общую систему мазутного хозяйства). Куйбышевское водохранилище является поверхностным водным объектом, подлежащим федеральному государственному водному контролю, а, следовательно, и вся система мазутного хозяйства, использующая водохранилище подлежит федеральному контролю.

В соответствии с приложением № 2 к ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. №116-ФЗ мазутохранилище ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод» относится к опасным производственным объектам, на территории которых хранятся отходы мазута свыше 200 тонн. Отходы мазута относятся к токсичным и воспламеняющимся веществам.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным и на основании постановления Правительства РФ от 31.03.2009 №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» к федеральному экологическому контролю относятся:

п.1 пп. б) объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства, относящиеся к оборонному производству, включая объекты, находящиеся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, а также обеспечивающие космическую деятельность;

п.3. объекты, подлежащие федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 640;

п.7. объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов.

То есть, территория мазутохранилища ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод» подлежит федеральному государственному экологическому контролю.

Кроме того, согласно имеющейся информации, что контролирующие и надзорные органы занимались вопросами нефтезагрязнений на мазутохранилище ещё в 1995-1996гг, подтверждается, что загрязнение образовалось в результате хозяйственной деятельности прошлых лет.

В соответствии с п. 9 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. N 240) при обнаружении загрязнения нефтью и нефтепродуктами объектов окружающей природной среды, произошедшего в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды проводит расследование причин загрязнения.

В 2007 году стало известно, что мазутные емкости машиностроительного завода приобретены ООО «Симбирская Грэс». В результате Госэкоконтролем с 31 марта по 30 апреля 2008 года была инициирована и проведена плановая проверка ООО «Симбирская Грэс». В ходе проверки выяснилось, что Общество приобрело только мазутные емкости, без переоформления земельных участков, на которых были зафиксированы нефтяные загрязнения прошлых лет.

По итогам плановой проверки Госэкоконтролем ООО «Симбирская Грэс» за хранящиеся в емкостях нефтеотходы была начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 5 млн. 258 тыс. 334 руб. Информация о нефтезагрязнении земель на территории бывшего машиностроительного завода была направлена в Росприроднадзор и Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Материалы также были направлены администратору платы — Управление Ростехнадзора по Ульяновской области для взыскания.

Управлением Ростехнадзора в Арбитражный суд Ульяновской области было подано исковое заявление о взыскании этой суммы с данного Общества. Но в результате банкротства ООО «Симбирская Грэс», Арбитражный суд Ульяновской области вынес определения сначала передать права требования данной суммы УФНС по Ульяновской области, а затем и признать требование вышеназванной суммы обоснованным и подлежащим удовлетворению за счёт имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включённых реестр требований ООО «Симбирская Грэс». По имеющейся информации на сегодняшний момент таковое имущество у Общества отсутствует.

В апреле 2010 года в результате полученной оперативной информации о повторном загрязнении окружающей среды инспекторами Госэкоконтроля совместно с Природоохранной прокуратурой был осуществлен выезд на мазутохранилище машиностроительного завода. В ходе осмотра было зафиксировано, что неустановленными лицами металлические мазутные емкости были разрезаны, в результате чего часть мазута пролилась на землю, а часть, находящаяся в заглубленной половине емкости, оказалась под открытым небом.

Специалистами ФГУ «ЦЛАТИ по Ульяновской области» 21.04.2010 проведено обследование территории мазутохранилища, по окончанию которого составлена схема розливов мазута на почве (в земляных траншеях и ямах), определены площади загрязнения и ориентировочные объёмы.

По предварительным расчётам на территории мазутохранилища общее количество отходов мазута составляет около 1300 тонн, в том числе в земляных ямах и траншеях. Объём загрязнённого грунта 2520 м3 или 3276 тонн. Кроме того, на отдельных участках мазутохранилища (траншеи, котлованы, подземные коммуникации и резервуары) целесообразно провести исследования по определению содержания нефтепродуктов в грунте на глубину более 0,5 м (ниже заложения дна сооружений), с привлечением организаций по бурению скважин. Общая площадь загрязненной территории составляет 3,75 га, в том числе 0,06 га за пределами территории мазутохранилища.

В настоящее время на основе имеющихся сведений рассчитан размер ущерба, нанесённого окружающей среде, который по предварительным данным составил 18,7 млн. рублей.

В связи с этим прошу Вас, принять наконец меры по устранению очага экологического загрязнения на территории города Ульяновска.

Председатель Экологической Палаты Ульяновской области, Александр Брагин

Автор петиции: Александр Брагин ,
10.03.2016 08:16


Поиск по петициям:

Обсуждение других петиций