Петиция воинов «афганцев»

Что на этот раз скажет Родина «афганцам»? Около сорока лет назад наша Родина, являвшаяся в то время  Советским Союзом, направила, как тогда было принято говорить, ограниченный контингент войск для помощи братскому народу Демократической Республики Афганистан.

Для населения всей страны это событие не стало сколько-нибудь значимым событием, и она, снабжаемая регулярными выпусками новостей о строительстве советскими специалистами новых промышленных объектов и объектов социально-бытовой сферы, а также совместных с подразделениями ограниченного контингента субботников и воскресников жителей Кабула, провинциальных центров и отдельных кишлаков, продолжала жить своей обычной жизнью.

И лишь в семьях военнослужащих — рядовых, прапорщиков, офицеров и генералов – их матери, отцы, жены и даже раньше времени повзрослевшие дети, которым передавалась тревога их старших родственников, после ставших почти регулярными рейсов так называемых «черных тюльпанов» познали истинную цену этих официальных сообщений. Ведь порой «черный тюльпан» мог доставить свой тяжелый и в физическом, и в моральном смысле груз ранее последних писем в конвертах без марок, принятых полевой почтой от такого родного и тогда еще живого человека.

Видимо, это и стало одним из оснований для принятия чуть более чем через три года после введения ограниченного контингента войск в ДРА Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», в котором были впервые закреплены льготы для лиц, достойно исполнивших свой воинский и интернациональный долг. Так наша Родина впервые призаняла ценность ратного труда воинов ограниченного контингента для безопасности государства. И события последних десятилетий подтвердили и необходимость этого труда, и правильность такой оценки.

Необходимые оговорки. Поскольку целью настоящего обращения является лишь некоторая часть этих льгот, а именно льготы в области пенсионного обеспечения, остальные провозглашенные гарантии в дальнейшем изложении рассматриваться не будут. Также за скобки настоящего эссе будут вынесены пенсионные льготы генералов, офицеров, прапорщиков, а также инвалидов из числа лиц ограниченного контингента войск в ДРА, предоставленные в бытность существования СССР, а также предоставляемые в настоящее время согласно соответственно с действовавшим в то время и действующим ныне законодательством. Иными словами, речь в дальнейшем будет идти лишь об исполнении гарантий предоставления льгот в области пенсионного обеспечения рядовых и ефрейторов, сержантов и старшин срочной службы, входивших разное время в состав ограниченного контингента войск в ДРА, то есть его подавляющего большинства. Также к этой категории следует отнести и тех прапорщиков и офицеров, которые были по разным основаниям: по организационно-штатным мероприятиям, по состоянию здоровья или по болезни (в соответствии с заключением ВВК) были уволены из ВС СССР или позднее из ВС РФ без права на пенсию за выслугу лет или по инвалидности. Ведь до принятия Закона РФ «О статусе военнослужащих» последние не имели возможности обжаловать в судебном порядке свое увольнение, даже если они и считали его незаконным. Все перечисленные, независимо от их воинских званий, будут в дальнейшем именоваться для краткости рядовыми воинами-интернационалистами, по основанию подавляющего большинства именно последних.

В позднейший период существования СССР, нашей великой Родины, права этих лиц были защищены Законом СССР от 15.05.1990. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР «, статья 22 которого устанавливала двадцати пяти процентный размер надбавки к пенсии от минимальной пенсии по возрасту, наряду с участниками войны, «военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях при выполнении интернационального долга», а статья 68 приравнивала ратный труд для учета его в трудовой стаж рядовых воинов-интернационалистов к ратному труду, подлежащему учету на условиях для военнослужащих-интернационалистов в качестве выслуги лет в условиях боевых действий.

Однако уже одним из первых принятых российским парламентом в рамках борьбы суверенитетов Законом РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», его статьей 90, «Служба в составе Вооруженных Сил СССР…» была включена «…в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.» на общих основаниях. Иными словами, льготы в области пенсионного обеспечения, гарантированные рядовым воинам-интернационалистам с момента принятия Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», а также Законом СССР от 15.05.1990. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», были отменены.

В дальнейшем в ходе законодательной работы российского парламента в принятых им законах, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, это положение сохранялось вплоть до самого последнего времени. Однако в связи с самой серьезной реформой пенсионной системы за все время ее существования, предусмотренной Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», и эта гарантия, а именно «Служба в составе Вооруженных Сил СССР», была де факто упразднена теперь уже в качестве льготного основания для назначения пенсии в возрасте 60 лет для лиц, имеющих специальный трудовой стаж соответственно 42 года для мужчин и 37 лет для женщин. (Постановка вопроса в отношении женщин актуальна, если речь идет о женщинах-военнослужащих, имевших офицерское воинское звание или звание прапорщика, и проходивших военную службу в ДРА. Исключать наличие таковых в составе ограниченного контингента войск в ДРА – нельзя.) И, даже не имея перед глазами статистических данных, но исходя из установленного в СССР призывного возраста, можно уверенно утверждать, что у большинства рядовых воинов-интернационалистов это условие или было бы исполнено, или исполнялось бы вскоре после достижения ими возраста соответственно 60 или 55 лет.

Учет же времени «Службы в составе Вооруженных Сил СССР» в составе общего стажа для выхода на пенсию при наступлении вновь установленного пенсионного возраста, соответственно в 65 лет и в 60 лет для мужчин и для женщин, для многих и многих рядовых воинов-интернационалистов не будет играть существенной роли, в силу подорванного с молодых лет повышенными эмоциональными и физическими нагрузками, тяжелыми заразными болезнями, длительным пребыванием в неблагоприятных условиях горно-пустынной местности, наконец, ранениями и контузиями, здоровьем, поскольку некоторые из этих многих и многих рядовых воинов-интернационалистов просто не смогут физически дожить до своего нового пенсионного возраста.

Увы, ничто не проходит бесследно. Сведения об условиях службы в ДРА, количестве раненых и контуженных, а также перенесших тиф, малярию и гепатит рядовых воинов-интернационалистов легко найти в открытых источниках, поэтому они здесь не приводятся. Но можно смело утверждать, что мало кто из рядовых воинов-интернационалистов не получил на память о военной службе одну или несколько или даже все эти засечки на своем здоровье, но при этом не получив или своевременно не оформив инвалидность. Это невыгодно отличает рядовых воинов-интернационалистов, проходивших военную службу в ДРА, от иных участников боевых действий, признаваемых таковыми в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» на территориях других государств или на территории РФ. Такого комплекса неблагоприятных условий в течение столь длительного времени, а некоторым из рядовых воинов-интернационалистов выпало служить и более двух лет, не было ни в одном из локальных военных конфликтов, в которых принимали участие иные участники боевых действий, признаваемые таковыми в соответствии с Законом РФ «О ветеранах».

Еще один аспект проблемы. Даже для рабочих и служащих Советской Армии «Распоряжением Совмина СССР от 30.11.1988 N 2383р «Об исчислении трудового стажа рабочим и служащим воинских частей, учреждений, предприятий и организаций советских войск, возвратившимся в СССР после истечения установленного срока работы в Республике Афганистан» установлены льготные правила исчисления трудового стажа «из расчета 1,5 года за 1 год», которые могут быть применены и в настоящее время. Льготные правила выслуги лет установлены и для офицеров и прапорщиков, проходивших военную службу в составе ограниченного контингента войск в ДРА. В отношении же рядовых воинов-интернационалистов таких правил не существует.

Тогда как в условиях, с одной стороны, отсутствия нормативно сформулированных правил и, с другой стороны, наличия достаточно сложной формулы исчисления размера пенсии по варианту, предусматривающему зачет военной службы в трудовой стаж для начисления пенсии, рядовым воинам-интернационалистам будет безмерно сложно, если вовсе невозможно, отстоять свои пенсионные права.

В настоящее время в Государственной Думе РФ находится проект закона № 642309-7 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в части установления права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан (о досрочном назначении страховой пенсии по старости ветеранам боевых действий), предусматривающий, что:

«8) Лица относящиеся к ветеранам боевых действий перечисленные в пункте 1, пунктах 3-4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» уволившиеся с военной службы, в том числе в запас (отставку) по истечении срока военной службы по призыву или истечении срока контракта, принимавшие личное участие в боевых действия при исполнении служебных обязанностей на территории СССР, территории РФ и территориях других государств, имеют право на страховую пенсию по старости: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.».

С момента его внесения в феврале текущего года он так и не был принят, хотя мог бы помочь некоторым из рядовых воинов-интернационалистов, у которых уже возникло право на пенсию. Однако даже в отношении них принятие такого закона будет иметь позитивные последствия, повысив их пенсию, пусть и всего на десяток-другой рублей.

Тем более, такой закон необходим для всех иных рядовых воинов-интернационалистов, поскольку, начиная с 2020 года, право на пенсию могли бы получать с каждым годом все большее их количество. И ценность такого закона будет тем выше, если в него будет включено еще и упоминаемое выше отсутствующее в настоящее время, нормативно сформулированное правило о льготном исчислении трудового стажа рядовых воинов-интернационалистов.

В сложившихся в настоящее время конкретно-исторических и экономических в России условиях это позволит ощутимо облегчить жизнь многим рядовым воинам-интернационалистам, ратный труд которых в настоящее время не только незаслуженно обесценен, но до определенного момента времени и вовсе не будет приниматься во внимание.

Автор петиции: Носков С.В. ,
21.12.2019 02:17
Ссылка на петицию


Поиск по петициям:

Обсуждение других петиций

powered by CACKLE