Петиция против строительства мусороперерабатывающего завода и полигона в Орске

19 июля 2018 г. в городской администрации г. Орска было принято решение по поводу строительства мусороперерабатывающего комплекса.  Предусматривается строительство полигона ТКО с мусоросортировочным комплексом и мусороперерабатывающим заводом.

Собирать мусор будут со всей территории Оренбургской области. А его местом «жительства» станут 11 полигонов. На востоке региона хозяевами станут Гай, Новоорск, Ясный, Медногорск и Орск.

В администрации прошли слушания о выводе участка земли из состава МО г.Орск с целью разрешения производить на этом участке захоронение ТКО и сортировку мусора. Слушаний по строительству не было.

Власти предлагают вынести за городскую черту земельный участок в Октябрьском районе. Располагается он рядом с дорогой Орск-Новотроицк в районе съезда на челябинскую трассу. Там и планируют построить мусоросортировочный комплекс и полигон коммунальных отходов.

Размещение мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО между городами Новотроицк и Орск противоречит утвержденной территориальной схеме, что подтверждается картографическими материалами, а также, нормативными актами МО «Город Орск», в соответствии с которыми в 2014г. администрацией г.Орска  уже выделено место под строительство мусоросортировочго комплекса и полигона ТКО севернее пос. Победы,  где располагался шлакоотвал. Есть даже решение горсовета и постановление админиcтрации Орска.

Санитарно-защитная зона в соответствии с рекомендациями  по разработке санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров в северо-западном направлении должна быть увеличена ,как минимум, в два раза — до 1100 метров.

При строительстве любого промышленного предприятия должны учитываться климатические факторы, а также эколого-географические особенности, чего не было сделано.

Так, например, основное направление ветра в Орске — западное.  26%  в году дует ветер этого направления (западного), соответственно, если располагать полигон в том месте, в котором рекомендуют — в 2 км. между Орском и Новотроицком — все вредные выбросы как раз пойдут на город.

Таким образом,  опасные канцерогены затронут почти весь город.

Согласно п.2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, чего не сделано в отношении указанного участка предполагаемого строительства объекта.

Кроме того, согласно п.5 ст. 12 вышеуказанного ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Данная территория является водосборной поверхностью для питьевого водозабора г. Новотроицка, а также рекреационной и лесопарковой зоной. Следовательно, размещение полигона в данном месте запрещено.

Согласно ст. 18 п.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

В нарушение ст. 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» не проведена оценка воздействия на окружающую среду предполагаемого строительства объекта на данном земельном участке. (п.1 ст. 32 Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Все печи на мусоросжигающих или мусороперерабатывающих заводах производят огромное количество шлаков, пепла и дыма.
Те частицы выхлопа печей, которые имеют значительные размеры, разгоняясь ветром, создают смог. Он одинаково опасен как для здоровья людей, так и для нормального течения многих процессов в природе. Оседая на землю в окрестностях заводов, пепел и зола создают темный слой пыли, негигиеничный и мешающий развиваться большинству растений. В том числе и сельскохозяйственных.
Газы, которые в свою очередь выбрасываются вместе с пеплом, значительно более опасны. Многие из них раздражают дыхательные пути человека, некоторые и вовсе ядовиты, хотя таких достаточно мало. Окислы серы, вылетая из дымовых труб и попадая в атмосферу, быстро превращаются в серную кислоту, которая потом возвращается на землю в виде кислотных дождей.
Очень важно здесь то, что большая часть вредных для человека газов, выделяющихся при сжигании мусора, тяжелее воздуха, и скапливается в нижних слоях атмосферы, около поверхности  Земли. То есть именно там, где дышат люди.

Диоксины — это глобальные экотоксиканты, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Они слабо расщепляются и накапливаются как в организме человека, так и в биосфере планеты, включая воздух, воду, пищу. Диоксины не выводятся из организма, не распадаются со временем, попадают в воду, воздух, растения и животных. Оно нам надо?
И между прочим, диоксины не разрушаются при температурах выше 1200 град. Цельсия. Это настолько опасные соединения, что их даже дожигом не уберешь: они в «холодной зоне» заново синтезируются в несколько меньшем количестве.
Еще и фильтры надо менять. В среднем, раз в год. Известно, что в 2017 г. уже с такой проблемой столкнулись во Владивостоке  и прокуратура и Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае выявили экстремальное загрязнение воздуха в районе завода.

Мы знаем, что всё это крайне неблагоприятно скажется на состоянии окружающей среды и нанесет непоправимый ущерб здоровью настоящего и будущих поколений.

Также известно, что в не зависимости от того, какие фильтра будут применяться на мусоросжигательном заводе, вред от его дыма – неминуем! Это доказывает статистика — в радиусе десятков километров от мусоросжигательных заводов выявляется диоксиновое загрязнение окружающей среды и ухудшение здоровья населения. У людей, проживающих на расстоянии нескольких километров от мусоросжигательных заводов, выявляется 1,5-6 кратное увеличение заболеваемости различными формами рака, при этом дети более восприимчивы к воздействию диоксина, чем взрослые; выявляется повышенная частота врожденных уродств (доклад Гринпис «Сжигание отходов и здоровье человека»).

Для снижения отходов от работы фильтров и мокрых скрубберов для нейтрализации кислых газов ничего сделать нельзя, так как чем лучше очистка, тем больше объем загрязненной воды, илов и загрязненной массы с фильтров.

Анализ воздуха на наличие экотоксикантов (в том числе диоксинов) согласно международным стандартам проводят всего 5 химических лабораторий в России, каждое исследование платное, сроки проведения – минимум 10 дней. Сможем ли мы, в случае строительства рядом с нашими домами мусоросжигающего завода быть уверенными в том, каким мы воздухом дышим? Будут ли перед нами отчитываться о наличии в воздухе экотоксических веществ? Ведь у канцерогенов нет ни цвета, ни запаха и простой человек никогда не поймет, что вдыхает отравленный воздух.

Очень много и других веществ, таких как полициклические ароматические углеводороды, они даже еще более канцерогенны, чем диоксины.

При сжигании мусора образуется 20-30% токсичной золы. III класс опасности. Да, её можно  использовать в дорожном строительстве, только  для этого нужны ТАКИЕ ДОРОГИЕ технологии, что это попросту невыгодно. Но даже, чем чище выброс, тем токсичней зола и её больше. Ряд уголовных дел только в Московской обл. показывает, что должного контроля над вывозом золы нет.

Энергия, которую вырабатывают МСЗ, в несколько раз дороже энергии, получаемой из любых других источников.

 В этой ситуации существует более цивилизованный способ обращения с отходами – их раздельный сбор с последующей переработкой и возвратом в хозяйственный оборот. Вложение средств в организацию раздельного сбора предотвращает дополнительные затраты на сортировку смешанных и поиск путей утилизации “хвостов”.

В Оренбурге в рамках «Концепции развития системы обращения с ТБО до 2015 года» раздельный сбор доступен 60% горожан. В частности, устанавливаются контейнеры для сбора пластиковых бутылок  и емкости для сбора макулатуры. Реализуется система централизованного сбора ртутьсодержащих отходов
В Орске, к сожалению, нет системы раздельного сбора мусора, поэтому в топку мусоросжигающего завода попадут все вещества, сжигание которых наносит вред окружающей среде, включая поливинилхлориды, лакокрасочные материалы и другие токсичные отходы. Как результат — высокотоксичные выбросы в окружающую среду, в первую очередь диоксины, фураны полициклические ароматические углеводороды – сильнейшие канцерогены и мутагены.

Просим вас, как Президента, которого мы избрали для благополучного развития нашей страны,  перенести строительство мусороперерабатывающего комплекса с полигоном на другой участок, который должен быть значительно более удалён от населённых пунктов, дачных обществ, рекреационных зон и особо охраняемой природной территории.

Мы осознаем всю важность проблемы утилизации отходов для нашего города и области и поддерживаем руководство области в усилиях по ее решению. Однако, конкретное место для нового комплекса выбрано крайне неудачно. И его появление здесь повлечет нарушение права десятков тысяч граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Мы “ЗА” раздельный сбор мусора!

За сортирку: органических отходов, которые будут выбрасываться в отдельный ящик, и из них ,впоследствии, будут делать удобрения; стекло, бумага, металл, ПЭТ буду выбрасываться в отдельные ящики. Старая одежда, обувь, батарейки, сломанная техника также будут собираться в отдельные контейнеры и утилизироваться. Остальные отходы  не перерабатываемого типа (пластик, пенопласт и т.д)  будут собираться в отдельный мусорный пакет и сжигаться. И их доля будет очень мала. Огромную часть отходов займёт перерабатываемая органика, из которой можно будет сделать компост и использовать на благо.

Предлагаем:

 1     C уже запланированным МСЗ

a.            Перепрофилировать  МСЗ на экотехнопарк с досортировкой вторсырья, собранного в местах образования, и с сортировкой смешанных (первый поток должен расти, второй уменьшаться) и переработкой вторсырья.  К тому времени, как экотехнопарк заработают, — должен быть введен обязательный действующий раздельный сбор отходов на всех контейнерных площадках и придомовых территориях г.Орска.

b.            Внести соответствующие корректировки в Террсхему Оренбургской области

 2.    На уровне законодательства

а          Закрепить законодательно обязательный раздельный сбор отходов от населения, в т.ч. пищевых отходов.

a.            Разработать инструменты и рычаги стимулирования для образователей отходов собирать раздельно (вывоз смешанных дороже, чем вывоз вторсырья, изменения в Жилищный кодекс).

b.            Внести изменения в СанПины (отменить ежедневный вывоз отходов, если это 5 класс опасности, пересмотреть нормы по количеству размещаемых на контейнерных площадках контейнеров).

c.            Привлечь к работе над сбором вторсырья у населения малый и средний бизнес. Дать бизнесу гарантии и административную поддержку (налоговые льготы, пониженные ставки по кредитам, упрощенный порядок выделения территорий под предприятия).

d.            Привлечь компании, которые должны реализовывать РОП (расширенную ответственность производителей). Услышать их мнения  и предложения.

e.            Разработать механизм дотаций на построение инфраструктуры раздельного сбора отходов из экологических платежей.

f.             По пищевым отходам — запретить предприятиям общепита и другим, где образуются пищевые отходы в больших количествах, размещать их на полигонах. Одновременно простимулировать финансовыми и административными рычагами развитие отрасли переработки органики.

     По Региональному оператору

a.            Внести изменения в перечень полномочий, прав и обязанностей Региональных операторов для снижения рисков развития системы обращения регионов вразрез с государственной политикой.

b.            Вменить Региональным операторам заключить субконтракты на более половины объемов рынка с другими компаниями, предотвратив тем самым монополизм региональных операторов.

c.            Вменить региональным операторам внедрение РСО на всех площадках, либо предоставить такую возможность другим компаниям, в том числе компаниям, реализующим РОП.

 

Мы за то, чтобы г. Орск приобщился к раздельному, разумному сбору мусора, а не стал ещё одним центром загрязнения планеты!!!

Автор петиции: Наталья Литвина ,
01.08.2018 08:24


Поиск по петициям:

Обсуждение других петиций