О сохранении культурного наследия города Выборга

Выборг — уникальный город, чей архитектурный облик сложился за долгие века под влиянием шведской, финской, немецкой и русской культур. Его старинные улочки, булыжные мостовые и древние башни дарят возможность побывать в европейском средневековье.

Последние десятилетия печалит ужасающее состояние городского жилого фонда и инфраструктуры этого старинного города. Большинство объектов культурного наследия Выборга превратились в живописные развалины.

Глядя на это, создаётся ощущение, что в  этом городе некому позаботиться о его историческом наследии. Руины домов, трещины на фасадах, пустые оконные проёмы вызывают ощущение хаоса и разрухи. В 2013 году по указанию местной администрации был уничтожен целый квартал Старого города, ограниченного улицами Красноармейской, Крепостной, Красина и Сторожевой башни. С землей сравняли семь домов XVIII–XX веков постройки.

Понятие «памятник архитектуры» характеризует не только объекты культурного наследия, находящиеся под защитой государства. В эту категорию входят здания рядовой исторической застройки советского и дореволюционного периода. Снос подобных сооружений — невосполнимая потеря для исторического облика города. Понятно, что причиной плачевного состояния дел в сфере защиты культурного наследия Выборга является недостаток финансирования.

Однако известен факт, что в период проведения работ по реконструкции Часовой башни было возбуждено уголовное дело о хищении трёх миллионов рублей.

В 2014 году по поручению президента России Владимира Путина был разработан проект Концепции сохранения исторической части города Выборга. Согласно смете, на сохранение Выборга требуется 31 миллиард рублей. В августе 2017 года замминистра культуры Российской Федерации Олег Рыжков сообщил, что Выборг вошел в число трех городов, которые будут реставрировать в рамках программы по созданию городов-музеев. В министерстве уточнили, что на это уйдет 20–30 лет. Но сохранятся ли за эти 20-30 лет оставшиеся памятники архитектуры Выборга, вот в чём вопрос.

Радует, что началась реставрация средневекового рыцарского замка. Ещё в 1556 году, при посещении замка,  шведский король Густав I Ваза заявлял, что ни один замок, ни в Швеции, ни в Финляндии не может по размаху внутренней жизни сравниться с Выборгом. В 1442—1448 годах наместник короля Карл Кнутссон Бунде, как сообщает хроника того времени, «потратил много средств на строительство крепости… создал красивейшие палаты, покрыл их крышей, заставил построить вокруг стену с зубцами, более красивого замка нельзя найти…».  Когда Бунде стал королём Швеции, сменившие его на посту наместника Эрик Аксельссон Тотт и Стен Стуре Старший продолжили обустройство замка и совершенствование укреплений.

Хочется надеяться, что в результате реконструкции Выборгский замок сможет раскрыть интересную, мультикультурную историю города, которая насчитывает более восьми веков активной жизни. Экспозиции музея должны представить экспонаты, раскрывающие события от эпохи первых поселений до послевоенных лет. В замке возможно воссоздать интерьеры времён Карла Кнутссона Бунде и Густава I Вазы. А вот краеведческий музей, размещённый на третьем этаже замка, по моему мнению, следует перевести в отдельное помещение. Как следовало бы создать музей истории Выборга российского, финского и советского периодов, раскрыв факты о создании и уничтожении знаменитых выборгских памятников архитектуры.
В пересечении Подгорной улицы и улицы Сторожевой башни расположены знаменитые развалины Старого кафедрального собора.

Собор был возведён в 1498 году в стиле кирпичной готики, являлся главной церковью города и был разрушен в результате бомбежки советской авиации в феврале 1940 года. Собор был практически уничтожен, безвозвратно было утеряно его внутреннее убранство. В настоящее время сохранились лишь стены собора и бывшая колокольня, известная как Часовая башня. В 2015 году в интернете была размещена информация  о том, что местные власти планируют  воссоздать собор в течение трёх лет с использованием сохранившихся стен и современных материалов, при этом внешний вид здания будет ориентироваться на средневековые храмы Финляндии, такие как кафедральный собор Порвоо: остроконечная готическая кровля, белёные фасады и характерные декоративные элементы.

Примерно так выглядел и выборгский кафедральный собор до большого городского пожара 1793 года. По замыслу проектировщиков, в здании собора должен был разместиться российско-финляндский культурный центр с лекционно-выставочным залом,  музеем и библиотекой. К 2018 году планировалось благоустроить и прилегающую к собору территорию: мощение булыжным камнем, установка скамей и цветников, обнесение забором из дикого камня. Однако и к концу 2019 года руины собора находятся в неизменном состоянии.
Возможно, при явном недостатке финансовых средств на восстановление собора в первозданном виде следует принять разумное решение оставить руины как напоминание потомкам о трагедиях войны? И на стене установить табличку с надписью: «Построен в пятнадцатом веке, разрушен в двадцатом». К тому же следует понимать, что возвращать утраченные объекты очень непросто.

Ведь при восстановлении собора придётся почти полностью разобрать старый аутентичный фундамент. И будет возведено новое здание, построенное из современных материалов, уже не имеющее никакой исторической ценности. Если под исторической ценностью понимать способность объекта давать нам информацию о прошлом, то этим свойством такое здание обладать не будет. Во-вторых, говорить о научной реставрации, учитывая масштаб восстановления, также не придётся. Главный критерий реставрации – максимальное сохранение подлинности, однако это сегодня мало кого беспокоит. Международные организации по охране памятников истории не одобряют восстановление в таком объеме, ведь если так легко вернуть утраченное, зачем охранять аутентику?

Ведь полное восстановление объектов исторического наследия является подменой памятника прошлого. Вновь возведенные сооружения больше не являются памятниками архитектуры (если только не будут признаны таковыми последующими поколениями). Само по себе повторное создание утраченного древнего здания, так называемого «новодела» или «макета в натуральную величину» может быть оправдано только в редких случаях. Например, реконструкция является допустимой только в исключительных случаях, когда наследие было утрачено в результате стихийного или спровоцированного человеком бедствия, когда в истории и культуре региона памятник выделяется выдающимся художественным и символическими качествами или имеет особое значение в сохранении окружающей среды.

Самым правильным решением было бы оставление стен и фундамента в том виде, в каком они находятся в настоящее время, укрепив их изнутри, остеклив оконные проемы, не изменяя их конфигурации, и  возвести стеклянный купол на металлической конструкции. В таком виде здание можно будет использовать в качестве, к примеру, выставочного зала, в котором можно организовать передвижную выставку «Утраченный Выборг в 3D моделях».

Идея проекта состоит в том, чтобы с помощью современных технологий воспроизвести с достоверной точностью утерянные архитектурные реликвии, воспроизвести объемные уменьшенные копии уничтоженных зданий по чертежам и фотографиям методом цветной 3D печати. Цель этой выставки — привить уважение к созидательному таланту предков, дать возможность в деталях рассмотреть копии шедевров архитектуры, которые нашему поколению не удалось сохранить.

Соответственно, необходимо будет благоустроить и прилегающую территорию, установив у входа в здание макет кафедрального собора в том виде, в каком он был до его разрушения. В идеале было бы правильным восстановить в макете весь исторический центр Выборга, каким он был до советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Ещё одно средневековое сооружение находится в руинах — Выборгский собор доминиканского монастыря. Зимой 1939–1940 годов храм сильно пострадал. Финны принялись за его реконструкцию в 1944 году, однако после перехода Выборга к советской власти работы прекратились, в соборе разместили заводской цех. Многострадальный монастырь «добил» пожар 1989 года.

В центре Выборга на углу Прогонной улицы (дом 7а) и улицы Водной Заставы (дом 5), расположен памятник средневековой архитектуры — комплекс старинных зданий, образующих, так называемую, усадьба бюргера. Точная дата строительства усадьбы неизвестна, предположительно её относят к XVI—XVII векам. При посещении усадьбы бюргера вспомнилось посещение дома Альбрехта Дюрера в Нюрнберге, — места, где жил и работал художник с 1509 года до своей смерти в 1528 году. В конце Второй мировой войны старая часть Нюрнберга была почти полностью разрушена, пострадал и дом Дюрера. Однако для публики музей был открыт уже в 1949 году, став одним из первых восстановленных и доступных общественных зданий в городе.

Благодаря мероприятиям по санации здания дом находится в очень хорошем состоянии. На первом этаже находятся подлинная кухня и два жилых помещения в псевдоготическом стиле — спальня и комната. На верхнем этаже располагается самое большое помещение, в котором могла находиться мастерская Дюрера.
То, что в усадьбе бюргера в настоящее время размещается информационно-туристский центр вызывает глубочайшее разочарование. И уже не чувствуется духа места, его исторической подлинности…

Ведь вместо торговой точки по реализации сувенирной продукции, расположенной на одном этаже, и мастерской по изготовлению этих сувениров, расположенной на втором этаже, можно было бы создать музейную экспозицию, восстановив внутренние интерьеры дома бюргера. Важно не только сохранить или вернуть исторический облик памятникам архитектуры в соответствии с международными принципами и нормами, важно внедрять целостный подход, который находит разумный баланс между реставрацией и адаптацией памятников для современного использования. К примеру, в той же усадьбе бюргера можно оставить сувенирную лавку при условии восстановления арендаторами внутренних интерьеров дома бюргера и проведения систематических мероприятий по санации здания. Нормальным подходом к сохранению исторического наследия является использование памятников в реальной практике, и даже пускать их в рыночный оборот, с соответствующим обременением.

При этом государство должно стимулировать частных лиц поддерживать историческое наследие. При этом следует помнить, что согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ответственность за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, его перемещение, нанесение ему ущерба и за изменение его облика и интерьера наступает в случае, если затронут предмет охраны данного объекта. Понятие  «предмет охраны»  также является ключевым при определении границ допустимого вмешательства при ремонте и приспособлении памятника к современному использованию.

В обоих случаях работы на памятнике допускаются  «без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны». Тем же условием определяется и право пользования памятником для юридических и физических лиц. Содержанием предмета охраны определяются те обязанности, которые государство налагает на арендатора или собственника. Таким образом, именно содержание предмета охраны в каждом конкретном случае служит гарантией сохранения памятника.

Аналогичный дом горожанина на Крепостной улице (дом 13а) до сих пор остаётся жилым. Невысокий двухэтажный дом башенного типа с подвалом и толстыми стенами, сложенными из гранитных валунов, входит в четвёрку средневековых бюргерских домов XIV—XVII веков, которые на территории России можно увидеть только в Выборге. В Выборге можно было бы организовать музей кораблей, затонувших в Выборгском заливе. Основу экспозиции составили бы предметы, поднятые со дна залива. Известно, что самая большая концентрация погибших кораблей зафиксирована именно в Выборгском заливе, где в июле 1790 года произошло крупное сражение между флотами России и Швеции. Подобный музей «Васа» в Стокгольме посещают в год около 1,2 миллиона человек.

Ещё одним утраченным памятником архитектуры Выборга является здание железнодорожного вокзала, построенное в 1913 году Элиелем Саариненом, автора аналогичного здания хельсинкского вокзала. Выборгский  железнодорожный вокзал стал одним из символов города, его визитной карточкой, наряду с Выборгским замком. В конце августа 1941 года отступающие советские войска взорвали здание вокзала.
Вокзал отстроили в 1953 году. На этот раз его возвели в помпезном стиле сталинского ампира, вместо гранитной облицовки здание украсили дешевой штукатуркой, а утонченные скульптуры уступили место обилию колонн. Думаю, было бы уместным установить перед зданием нынешнего вокзала макет вокзала, спроектированного выдающимся финским архитектором Элиелем Саариненом, — в память об одном из шедевров архитектуры, который был умышленно уничтожен. Как в 2013 году умышленно был уничтожен целый квартал Старого города. Уничтожение исторического наследия может быть только результатом войны или событий, к ней приравненных. Все остальное – это преступление. И считаю, что изменить ситуацию может только наказание виновных, а также приравнивание сноса исторических зданий к преступлениям против города, против культуры.

История не знает сослагательного наклонения, ведь она опирается только на конкретные исторические факты. А факты свидетельствуют об умышленном уничтожении культурного наследия одного из красивейших городов России.

Без прошлого нет будущего. Приезжающие в Выборг туристы в первую очередь ищут его самобытность, уникальность. А она кроется именно в истории. Гораздо сложнее рассказывать о том, что представлял собою средневековый город, нежели прогуляться по его древним улочкам. Каждый город, благодаря сохранившейся исторической застройке, имеет свое лицо, на котором отразились и продолжают отражаться главные события и плавно протекающие исторические процессы. Например, те, кто был в вечном городе Риме, в котором сохранилась и античность, и возрождение, и классицизм, поймут это лучше других. Лишь выйдя на улицу — человек с лёгкостью впитывает историю столетий.

Есть ли у Выборга шанс сохранить былую красоту? Как сделать так, чтобы сохранить как можно больше объектов культурного наследия, и можно ли наказать местных чиновников, допустивших разрушение исторических памятников? Уверен, что всё это возможно. Вопрос заключается в следующем: сколько сотрудников Выборгской администрации занимается охраной объектов культурного наследия города, кто контролирует исполнение всех требований к каждому выявленному объекту культурного наследия?  Очевидно, что система охраны объектов культурного наследия устроена не эффективно, так как ответственные решения, влияющие на судьбу Выборга и выборжан, принимают чиновники, которые отнюдь не являются профессионалами. Они действуют в соответствии со своими вкусами, понятиями и обстоятельствами.

И это видно по облику города. Такой работой должны заниматься не чиновники, а исключительно специалисты. Считаю, что необходимо вовлечение в госуправление в этой сфере людей неравнодушных, энтузиастов, общественных деятелей. Хочется напомнить слова Президента России Владимира Путина, сказанные им во время выступления на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству в Кремле 25 декабря 2015 года: «Считаю важным укреплять взаимодействие заинтересованных государственных структур с волонтёрами, общественными организациями. Как правило, именно они первыми бьют тревогу по поводу утраты или угрозы утраты памятников, но далеко не всегда они услышаны».

Также необходимо срочно сформировать новую градостроительную политику Выборга. И ввести должность главного архитектора города. Гораздо легче снести все, застроить участок на всю глубину и оставить от подлинного памятника только фасад, выходящий на улицу. Результат налицо — от памятника оставлена одна стена. И ещё следует отметить, как дико смотрятся здания из стекла и бетона — безликие, унылые, убогие — среди средневековых сооружений Выборга.

Я предлагаю не только создать при Выборгской администрации управление по охране объектов культурного наследия, но считаю необходимым широкое освещение проблем культурного наследия и его популяризацию. Нужно срочно защитить памятники истории, иначе скоро нам будет просто нечего защищать.

 

Автор петиции: Игорь Соломонис ,
19.12.2019 05:54
Ссылка на петицию


Поиск по петициям:

Обсуждение других петиций

powered by CACKLE