Культурная доктрина России

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДОКТРИНЫ РОССИИ

Культура всегда являлась наиважнейшим столпом общественной и духовной жизни Российского государства. В своих величайших образцах она не только изучала современного ей человека и историю страны как сложнейшее переплетение человеческих страстей и судеб, но и давала духовные ориентиры для развития человека будущей России, обосновывала всякий нравственный выбор или избегание такового, всегда являлась совестью народа.

Культура России выковывалась на протяжении столетий не только самоотверженным трудом лучших ее представителей, но и преодолением сопротивления как внешней культурной экспансии, прежде всего развлекательной индустрии, так и внутреннего сопротивления людей, пренебрегающими своими корнями, своей историей, выполняющего прямой социальный заказ на размыв культурного кода нации под видом ложно понятой свободы творчества. Нет никаких сомнений, что истинная культура России нуждается в четко оформленной внешней и внутренней протекционистской политике государства, причем политике выверенной, лишенной любых идеологических посылов, кроме бережного отношения к родной стране и родной речи.

На настоящем этапе мирового развития Россия сталкивается с небывалым политическим, экономическим и культурологическим давлением.

Силовому и даже военному подавлению любого русскоговорящего региона предшествует подавление русского языка как такового. Ярчайшим примером является современная Украина, официально сводящая русский язык, являющийся родным для половины населения, к статусу иностранного, причем враждебного иностранного. Это не случайно. Русский язык не только связывает людей информативно, но и ментально, и духовно. Разорвать такую связь – вожделенная цель любого противника России и всего русского мира в целом. Такой разрыв – непреложное условие любых антироссийских расчетов – неважно, строятся ли они извне России или внутри её. Культурная доктрина России как официальная «культурная конституция» должна в первую очередь сохранить эту духовную и ментальную составляющую, собственно и образующую «русский мир», направить её на создание  системы духовной регенерации общества, основанной на традициях просвещенного гуманизма и патриотизма как социальной солидарности, сохранения и преумножения национальной гордости в будущих поколениях. Культура должна быть признана сферой важнейших национальных интересов России, сферой, без защиты которой гуманная консолидация общества и общий прогресс страны невозможны.

Существующая нормативная база в области культуры в самых существенных своих аспектах ограничивается единственным указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 и частично Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Принимая во внимание всю запоздалую важность появления данных Указов, нельзя не признать их не вполне конкретный, во многом декларативный характер, отсутствие хотя бы внешнего описания механизма достижения поставленных – без сомнения — жизненно необходимых целей. Пользуясь в сфере государственного регулирования культурой одним «рождественским» Указом, общество не увидит выполнения поставленных задач ни через 20 отпущенных этим документом лет, ни через 120. Тем более — первых результатов, обещанных нам в ощущение разработчиками данного документа уже через пятилетку. Именно неспособностью ведомств к кооперации и осмыслению культурного вопроса России в целом, фактическим провалом выработки основ государственной политики в области культуры объясняется недавнее поручение Президента РФ Совету по культуре и искусству завершить разработку стратегию реализации государственной политики в кратчайшее время. Но сжатые сроки смогут дать только «сжатый» документ, учитывающий в лучшем случае интересы государственных учреждений и ведомств, но никак не страны в её развитии на данном этапе.

Государственная доктрина РФ в области культуры, имплементировав в себя существующий понятийный аппарат, законодательно зафиксированный в Указе Президента N808,такими, как обеспечение приоритетного культурного и гуманитарного развития как основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, признания отечественной культуры национальным приоритетом  и гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России, тем не менее призвана изменить всю систему государственных подходов не только к сложившийся культурной системе, но и к вопросам ее воспроизведения и качественного роста в будущих поколениях.

Взяв за основу понимание одной из угроз национальной безопасности России  (п.79 Указа N683)как угрозу национальной безопасности в области культуры, какими являются «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры», именно Государственная доктрина Россия должна стать не просто нормируемой нормой для законов и подзаконных актов в области культуры, а настоящим «Основным законом», культурной Конституцией, «культурной матрицей» народов  России, каждого её гражданина. Конституцией, способной на деле, а не на словах обеспечить сохранение  и развитие  культурного достояния страны в материальной и духовной областях. Только взвешенная, подвергнутая серьёзному, тщательному, достаточному по времени обсуждению не только в формальных учреждениях культуры и общественных профессиональных объединениях, но и в широкой публичной среде, Государственная культурная доктрина РФ сможет заложить основы патриотизма как национальной  солидарности, нравственной мобилизации народа и непреходящей гордости поколений России XXI века.

Для достижения этих целей и задач, декларируемых Указами Президента N808 и N683, Государственная доктрина РФ в области культуры должна предусматривать следующее:

1.      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ.

А.      ВНУТРЕННИЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Любое благое начинание по сохранению, не говоря уже о развитии, накопленного «культуроносного пласта» в российском обществе невозможно без активных и последовательных мер государства по недопущению его размытия, забвения и прямого поношения со стороны псевдоискусства, кладущего на алтарь абстрактной свободы творчества действительные высшие достижения творчества, проверенные временем в поколениях народов России.

 

  • КУЛЬТУРНАЯ РЕНТА

В развитие утверждения о необходимости вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики (гл. YIУказа Президента N 808) необходимо взимать со всех небюджетных культурно – массовых мероприятий развлекательного характера (от концертов, до выставок) дополнительную плату. Такой сбор необходимо направлять в Фонд культуры, создание которого продекларировано Указом N 808. Размер и порядок уплаты такого сбора необходимо привязать к сумме выручки за билеты или проданных предметов творчества (выставки-продажи).

  • ВВЕДЕНИЕ КОМИССИЙ ПО НРАВСТВЕННОСТИ В СМИ

Ввиду участившихся попыток под маской свободы самовыражения в творчестве подвергнуть сомнению массовый героизм советского народа в Великой Отечественной войне, ревизовать ее нравственные и даже политические итоги, возродить экстремистско-националистическую и  нацистскую идеологию, принизить роль России в истории цивилизации, прямого очернения народов России и пропаганды демонтирующих национальное сознание и традиционные культурные устои либерально – нравственных постулатов ввести на всех государственных СМИ комиссии по нравственности и художественной этике. Образовать такие комиссии из представителей профессиональных творческих союзов, традиционных религиозных конфессий, профильных комитетов парламента, Общественной и Торговой палат. Придать таким комиссиям право «вето» на выпуск в эфир или прокат одиозного контента, несоответствующего поставленным в Культурной доктрине целям и задачам сохранения культурного наследия и культурного возрождения России. Такие же комиссии организовать на предприятиях кинематографии, в театрах и других предприятиях культуры в случае государственного участия в производимом ими культпродукте.

  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭФИРНАЯ ПОЛИТИКА.

Государственным федеральным теле- и радиоканалам предписать определенную квоту доступа к эфиру народных, фольклорных и этнических коллективов без ограничения исполнения репертуара в пределах установленных законодательно цензурных норм.

Необходимо нормативно обеспечить ротацию артистов всех жанров, интервьюируемых персон, героев и «экспертов» всех теле- и радиопередач, производимых государственными СМИ или СМИ с государственным участием для преодоления застоя в развитии отечественной массовой и народной культуры, и обеспечения доступа к эфиру артистов вне зависимости от деятельности различных продюсерских организаций и отдельных коммерческих интересантов. Комиссиям по нравственной этике принимать к рассмотрению жалобы профессиональных артистов и деятелей культуры на системный отказ тех или иных редакций в допуске к эфиру по их профилю, обеспечивать недопущение одностороннего эфирного перекоса в пользу отдельных артистов.

 

Б.      ВНЕШНИЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ

  • Введение культурного налога на всю кино- и телепродукцию, производимую по зарубежным лицензиям. Удвоение налога для стран, введших или поддержавших санкции против России.

Такая мера должна поощрить производство отечественного телеконтента, ориентирующегося прежде всего на традиции и вкусы человека, живущего в России, заставить производителей такого контента вспоминать или изучать такие вкусы и традиции, а не слепо переносить чужеродные образцы на российскую культурную почву.

  • Законодательное закрепление прокатной и транслируемой квоты кино-и телепродукции, производимой на русском языке и на территории Российской Федерации. (В Европе уже давно действует протекционистская по сути Директива«Телевидение без границ»(принята Советом ЕС 3.10.1989 г.(№ 89/552/ЕЭС), исправлена Европарламентом и Советом ЕС 30.06.1997 г. (№ 97/36/ЕС). Основываясь на ней, такой член Евросоюза как Франция законодательно закрепила производство не менее 60% телепередач европейского происхождения, 50% из них – на французском языке. Там же взимается 10% сбор с проката иностранных фильмов на субсидирование отечественного кино – культурная рента в области кинематографии. Протекционистские меры против поглощения национальной культуры глобальным американским культпродуктом также законодательно введены в Канаде, Австралии и других странах).

2.      КОНТРРЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ.

  • Возврат в среднюю школу предметов «Родная речь» и «Родная литература» на обязательных, а не факультативных началах преподавания. Необходимо раз и навсегда отказаться от тестовой системы проверки знаний по этим предметам, ввести формы проверки, стимулирующие самостоятельное образное мышление (сочинение, изложение).
  • Ввести строгую систему отбора литературы, официально рекомендованной к чтению в средней школе, отказавшись от всего, изданного за счет зарубежных грантов, зачастую представляющих собой не только сомнительную художественную ценность, но и прямое «заражение» формирующегося сознания антироссийскими и антинародными идеями и примерами.

Ввиду огромной важности сохранения культурной связи между поколениями и воспроизводства национальной культуры в будущем, а также в целях избегания размывания национального культурного кода создать межведомственную комиссию по утверждению школьной программы в области литературы и русского языка, подконтрольную Общественной палате России с привлечением широкой культурной общественности. Таким образом будут пресечены попытки отдельных представителей профильных Министерств провести в школьную программу сомнительные произведения различных авторов вне зависимости от их известности в определенных слоях общества по принципу личного признания и\или интереса.

  • Создать специальную федеральную объединенную школьно-библиотечную программу, установив прямую связь между уроками литературы и хранилищами литературы посредством экскурсий, лекций за пределами школьной программы и т.п. совместных мероприятий, деформализирующих процесс обучения и воспитывающих твердый интерес и как следствие –твердое знание литературы родного края, всей России, литературного языка.
  • Введение прямой государственной цензуры на книги и программы развивающего обучения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – вне зависимости от источника финансирования (государственного, частного или смешанного). Также распространить такую цензуру на художественное творчество/деятельность коллективов с участием несовершеннолетних.

Для успешного проведения контрреформы школьного и дошкольного образования создать Министерство просвещения, передав соответствующие функции от существующих министерств и ведомств. При Министерстве просвещения образовать межведомственную комиссию – Цензурный комитет – по дошкольному просвещению. Председателя цензурного комитета в ранге заместителя министра Просвещения наделить полномочиями «литературного» омбудсмена» и обязать персональной и в особых случаях уголовной ответственностью за нравственное качество выпускаемой книжной и другой просветительской продукции для детей.

3.      КУЛЬТУРНАЯ ДЕСЯТИНА.

Необходимо преодолеть «остаточный» принцип формирования культурных бюджетов. Невозможно совместить принцип «национального» приоритета и «остаточный принцип» его финансирования. По финансированию и принцип –как говорит русская пословица –«по мощам и елей». Чтобы культура наконец-то перестала быть похожа на «мощи», едва сохраняемые усилиями подвижников, а стала тем самым локомотивом консолидации общества и воспитания следующих поколений в осознании гордости за свою страну, прочным фундаментом гражданского мира и согласия в главных национальных ценностях, необходимо устойчивое и неизменное финансирование культуры в размере не менее 10% от бюджетных расходов субъектов Федерации с учетом взимания культурной ренты в доход областных бюджетов. (Для иллюстрации — на 2015 – 2017 годы предусмотрены расходы госбюджета по статье Культура, кинематография 1,6 – 1,8 процентов; от 430,4 млрд рублей в 2015 г. до 606.1 млрд.рублей в 2017 г.)

По принятии Доктрины Российской Федерации в области культуры как «основного культурного закона» необходимо внести соответствующие изменения в Закон РФ о СМИ N 2124-1 в редакции от 24.11.2014, Бюджетный Налоговый кодексы РФ, Гражданский кодекс РФ – YIIраздел (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации), другие законы РФ в части, их касающейся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Горячие» войны являются рудиментарным и локальным методом колонизации. В случае России любое давление извне, даже всего лишь только экономическое, приводит к обратному эффекту для внешнего врага – консолидации большей и здоровой части народа вокруг государственной власти. Поэтому единственным эффективным способом экономической и в дальнейшем политической колонизации России является выбрасывание на обочину сознания веками освященных и традиционных ценностей, размывание культурного генетического фонда нации, повал его основных трех устоев – Вера, Победа, Культура. Программа такой англосаксонской колонизации, успешно проводимая американской цивилизацией в своей колыбели – Европе, и частично в других странах мира, в России рассчитана на новые поколения с несформированным сознанием и привнесенной извне системой ценностей. И главный проводник такой колониальной политики есть внедрение ложно понятой свободы, в том числе свободы слова и свободы творчества. Государство – если оно хочет сохранить себя самостоятельным субъектом международного права, и не потерять вслед за культурным суверенитетом суверенитет политический – обязано ограничить свободу культуры нравственными пределами. Эти пределы несложно установить во благо здоровому пока еще большинству – СЕМЬЯ, ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, СВЯТАЯ ПОБЕДА НАД ФАШИЗМОМ, ГРАМОТНОСТЬ (в том числе историческая), УВАЖЕНИЕ  ВЕРЫ.

Расширение свободы за эти пределы ведет только вниз, в мрачную пустоту социального дарвинизма. Развитие же России возможно даже не вперед, в одной только плоскости, а только вверх. Государственная власть должна наконец-то выбрать не на словах, а на деле корневой вектор развития. Оглядка на либеральное недовольство ложно понятой развращенным меньшинством свободы приведет к потере доверия со стороны «лучших» людей, жертвенно служащих истинной русской культуре, «спотыканию» и скорому падению остатков культуры в повальное гешефтмахерство и неизбежному распаду народа как исторической сущности на «простую агломерацию индивидов без всякой связности, лишь временно и искусственно удерживаемых вместе традициями и учреждениями.» (Г.Лебон).

Основным побудительным мотивом и катализатором воплощения в жизнь культурной доктрины России должен стать посыл великого Ф.М.Достоевского:

«Стать русскими,во-первых, и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать.»

Обоснованное самоуважение народа во всех его поколениях и есть самый неисчерпаемый ресурс любого противостояния России как государства в XXI веке и далее. В этом смысл принятия и суть проведения в жизнь Культурной доктрины России на данном этапе – как подготовительной основы наступательного движения русского мира.

 

Автор концептуальной разработки

ДАРИН Дмитрий Александрович,

Член Союза писателей РФ и ЛНР,

Член Союза журналистов России,

Поэт, писатель, публицист, д.э.н.

Блог: www.dmdarin.ru

E-mail: dmdarin@yandex.ru

 

 

Автор петиции: Дмитрий Александрович Дарин ,
04.05.2018 13:46


Поиск по петициям:

Обсуждение других петиций