За отмену комиссий банков за переводы на счета физических лиц

Комиссия за операции переводу платежей, может быть признана неосновательным обогащением банка и дополнительным налогообложением.

В соответствии с п. 1 ст.16 закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии с п.3 ст. 16 закона «О защите прав потребителей» исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Установление комиссии за выполнение ООО а так же физическими лицами обязательств по оплате услуг, оплате труда, компенсации расходов и прочее, нормами ГК РФ, Законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Нормативные правовые акты Банка России не могут противоречить требованиям ГК РФ, кроме того, на основании ст.3 ГК РФ в случаях их противоречия положениям ГК РФ применены быть не могут.

Таким образом, действия банка по выполнению обязательств по оплате услуг, оплате труда, компенсации расходов и прочее в силу п.1 ст.16 закона «О защите прав потребителей» ущемляют установленные законом права потребителей. А условия договоров, устанавливающие плату за указанные операции, являются недействительными, поскольку противоречат требованиям гражданского законодательства.

Проведение взаиморасчетов между физическими и юридическими лицами безналичным способом на сегодняшний день является одной из самых востребованных банковских услуг.

В общепринятом смысле банковская комиссия – это сумма, которую банк взимает с клиента за совершение каких-либо банковских операций. Комиссия может уплачиваться за выдачу кредита, оплату чека, снятие денежной наличности через банкомат, осуществление денежного перевода и другие операции.

Все организации, открывая счета в банках платят ежемесячную комиссию за обслуживание счета, физические лица так же оплачивают услугу обслуживания счета, открывая банковскую карточку, что взимается как ежегодная комиссия.

Фактически, взимая комиссию за переводы денежных средств, с которых ранее и так были оплачены налоги, банк взимает комиссию не только за обслуживание счета, но и за сам факт наличия денежных средств.

Положения Закона «О защите прав потребителей» не позволяют навязывать потребителю платные услуги. А в статье 10 указанного Закона говорится о том, что до заключения договора до потребителя должна доводиться информация обо всех суммах, подлежащих выплате. Поэтому всё, что будет требоваться от потребителя сверх указанной суммы, со стороны законодательства будет рассматриваться, как неправомерные обременения потребителя. Такова точка зрения и Роспотребнадзора.
Таким образом, Комиссия за операции переводу платежей, может быть признана неосновательным обогащением банка

 

Как правило, открытие счета в банке сопровождают дополнительные платежи: комиссии за открытие счета, комиссия за ведение счета, комиссия за использование банк-онлайн. Закон не регулирует данных отношений, в связи с чем в банковской среде сформировалась устойчивая практика взимания комиссий в силу свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

К указанной статье ГК РФ кредитная организация обычно апеллирует при оспаривании комиссий заемщиками.

Под самостоятельной услугой, в силу разъяснений Президиума ВАС РФ (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при Обзор № 146) и информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений ГК РФ о кредитном договоре» (далее – Обзор № 147), понимается такая услуга, при оказании которой у заемщика возникает дополнительное имущественное благо или иной полезный эффект. Такие услуги не могут быть стандартными действиями кредитной организации, без совершения которых банк не способен надлежащим образом исполнить обязательства, принятые на себя кредитным договором. К таким выводам суд пришел исходя из положений статьи 779 Гражданского кодекса РФ. В случае если комиссия не является самостоятельной услугой, такое положение договора является ничтожным, а взимаемая комиссия – неосновательным обогащением.

На практике, уплата данной комиссии не обусловлена предоставлением заемщику каких-либо услуг, в результате оказания которых у заемщика могло бы возникнуть самостоятельное имущественное благо. При таких условиях взимание такой комиссии является незаконным, а полученные банком денежные средства – неосновательным обогащением. На это, в частности, указано в пункте 4 Обзора № 147.

Комиссия за перевод денежных средств не создает какого-либо полезного эффекта лицам, участвующим в переводе, т.к. с этих денежных средств были ранее уплачены налоги, в связи с чем не является услугой и подлежит возврату.

Так же, банк получает дополнительную выгоду от наличия на счетах электронных денежных средств, что пополняет обороты.

Таким образом, в связи с тем, что активно Минфином продвигается переход на безналичные расчеты, принимаются соответствующие законодательные акты, такие как, например, «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 06.11.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667, государство должно обеспечить защиту граждан как экономически слабую сторону правоотношений, нуждающихся в особой защите своих прав и которые фактически не имеют возможности определять условия заключаемых с коммерческими банками сделок, и вынуждены принимать навязываемые банками обязанности.

Справочно:

  • В 2013 году банки заработали на комиссиях с россиян 745,5 млрд. рублей, что на 16,4% больше показателя за 2012 год.По объему собранных комиссий лидирует Сбербанк, получивший 212,8 млрд. рублей. Второе место занимает Альфа-Банк с 35,1 млрд. рублей, на третьем — «Русский стандарт» с 22,6 млрд. рублей. В десятку банков, лидирующих по комиссионным сборам, также входят «Ренессанс кредит», «Восточный»,ВТБ 24, ТКС-банк, Райффайзенбанк, Киви-банк и МТС-банк.
  • 30 сентября 2014 года Верховный суд РФ отказал в удовлетворении заявленных ОАО «Сбербанк России» требований о признании незаконными решения №А4-9/12 и постановления №АП4-64/12 Тамбовского УФАС России.

Так, 24 октября 2012 года Тамбовское УФАС России признало ОАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Установлено, что Сбербанк России при выдаче наличных денежных средств со счетов граждан удерживал комиссионное вознаграждение в размере 1 % от суммы, применение которого не было согласовано с вкладчиками.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Указанные действия Банка при оказании банковской услуги своим вкладчикам ущемляют их интересы. Учитывая, что Сбербанк России занимает доминирующее положение на рынке услуг по открытию и ведению банковских счетов в Тамбовской области, его действия признаны нарушающими антимонопольное законодательство.

За данное нарушение Сбербанк России был оштрафован по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ на сумму 562 500 руб.

Арбитражные суды трех инстанций подтвердили правомерность антимонопольного органа.

Пример необоснованно понесенных расходов

Заработная плата физического лица 30 000 руб.

Сумма налогов, оплаченная работодателем в ПФР (30%) 9 000 руб.

Сумма НДФЛ, оплаченная работником (13%) 3 900 руб.

Комиссия банка за обслуживание счета + банк-клиент + мобильный платеж + оповещение банка = 1500 руб. в среднем в месяц + 25 руб. (так же в среднем) за проведение каждого платежа кроме налогов.

Таким образом, организация несет расходы на обслуживание счетов и проведение операций, что является доходом банка как коммерческой организации.

И, по сути, комиссия за перевод денежных средств является своего рода налогом на доходы, что является дополнительным налогообложением, в данном случае это 300 рублей!

Принимая во внимание политику государства по поддержке малого предпринимательства как самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства (Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, необоснованные комиссии противоречат данному вектору.

Между тем, малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней госу­дарственной поддержке.

 

Автор петиции: Кортунова Екатерина Николаевна ,
11.11.2016 15:38


Поиск по петициям:

Обсуждение других петиций